На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
НОВОСТИ
ПОЗИЦИЯ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
ДЕЛЯГИНА ЦИТИРУЮТ
АНОНСЫ
ДРУГИЕ О ДЕЛЯГИНЕ
БИОГРАФИЯ
КНИГИ
ГАЛЕРЕЯ
АФОРИЗМЫ
ДРУГИЕ САЙТЫ ДЕЛЯГИНА

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: Игра в наперстки

2004.04.21 , "Ведомости" , просмотров 446

Внезапное, без объявления войны исключение людей с 37 до 50 лет из разрекламированной накопительной пенсионной системы вызвало шок и вновь привлекло внимание к особенностям пенсионной реформы.

Впрочем, общество, терпя эти особенности, само провоцирует государство на все более хамское отношение к себе. Так, не предусмотрено гарантий даже сохранности пенсионных взносов, что при нестабильности рискованных (в том числе и российского) фондовых рынков и отрицательной в долгосрочной перспективе доходности финансовых инструментов, в которые может инвестировать Пенсионный фонд, означает отрицательную доходность пенсионных вложений и конфискационный характер реформы.

Этот абсурд не вызвал протеста — и в конце 2003 г. Пенсионный фонд устроил неприличную возню с пенсионными извещениями (по аналогии с распространенным почтовым мошенничеством эпохи застоя, названным «письмами счастья») , представив правительству заведомо недостоверные данные о сроках их рассылки и, по сути, организовав информационную блокаду населения. Общество, кроме отдельных энтузиастов, стерпело и это.

Затем руководитель Пенсионного фонда Михаил Зурабов получил повышение и стал министром здравоохранения и социального развития. Это дало урок всей бюрократии: в нынешней России поощряется пренебрежение населением и введение в заблуждение руководства. Этот смертельно опасный в своей наглядности пример также не вызвал протеста общества.

Теперь нам внезапно изменили «правила игры». Вызвано это недобором ЕСН в 2003 г. на 0,5% — даже в условиях баснословной конъюнктуры (в I квартале 2004 г. конъюнктура только улучшилась и планы были немного перевыполнены). Проблемы с ЕСН вызваны его несправедливостью: регрессивная шкала превращает честность в привилегию имущих и затрудняет администрирование: людей с наибольшим стимулом к уходу от налога слишком много, а взять с каждого из них нечего.

Но регрессивная шкала соответствует интересам богатых — и они указывали лишь на необходимость общего снижения налогов. Так как экономическая повестка дня государства определяется крупным бизнесом, решение правительства о снижении с 2005 г. эффективной (реально собираемой) ставки ЕСН на пять процентных пунктов было принято еще в апреле 2003 г. Однако после этого, при разработке конкретных деталей пенсионной реформы, представители правительства не удосужились подумать, как и за чей счет они будут снижать ЕСН. Возможно, тогда исполнение этого решения и не подразумевалось. Однако выкристаллизовавшаяся стратегия государства в отношении бизнеса, при которой усиление неофициального давления сопровождается официальной либерализацией, потребовала выполнения обещаний.

Снижение начальной ставки ЕСН с 35,6% до 26% , по оценке Минфина, уменьшит его эффективную ставку на 5,28 процентного пункта — с 29,43% до 24,15%. На обязательное пенсионное страхование пойдет по-прежнему 14% , федеральному бюджету вместо 14% , также идущих на пенсии, достанется 6% (расчетные потери — 248,7 млрд руб. ) , фонду социального страхования — 3,2% вместо 4,0% (потери — 14,3 млрд руб. ) , фонду обязательного медицинского страхования — 2,8% вместо 3,6% (потери — 16,0 млрд руб. ).

Компенсировать выпадающие доходы будут не только нефтяники (их налогообложение вырастет на $2 млрд). Правительство надеется получить 31 млрд руб. за счет повышения собираемости ЕСН среди бедных (хотя для них уровень налогообложения фонда оплаты труда остается непосильным) и 63,1 млрд руб. — от роста ставки с 20% до 26% для зарабатывающих от 100 000 до 300 000 руб. в год ($300 — 900 в месяц).

Если у Сталина для реализации его планов под рукой было крестьянство, нынешним руководителям материалом для «выжимания соков» служит низшая часть «среднего класса», пытающаяся быть честной в условиях «управляемой демократии» — ничем не сдерживаемого торжества бюрократии, освободившейся от всякой ответственности перед обществом.

Общее сокращение поступлений по ЕСН, по оценке Минфина, — 185 млрд руб. , а дефицит Пенсионного фонда — 103 млрд руб.

Помимо возможной переориентации средств, идущих сейчас на социальную помощь, способом покрытия дефицита Пенсионного фонда уже стало исключение из накопительной пенсионной системы граждан среднего возраста. Их взносы в накопительную систему с 2005 г. пойдут на текущие нужды нынешних пенсионеров, в распределительную систему. Интересами будущих пенсионеров государство, не спрашивая их, пожертвовало ради интересов пенсионеров нынешних. Таким образом, государство занялось «проеданием» будущего уже в сегодняшних комфортных экономических условиях.

Это ударит и по частному пенсионному бизнесу, сократив потенциальное предложение пенсионных взносов, за которые можно было конкурировать, и по оставшимся в накопительной пенсионной системе молодым гражданам. В 2005 — 2007 гг. из их пенсионных платежей на их накопительные счета будет поступать не 6% , как было обещано, а лишь 4% их фонда оплаты труда. Кроме того, сокращение общего объема средств накопительной пенсионной системы в силу «эффекта масштаба» уменьшит их доходность.

На этом фоне предложение работникам всех возрастов вносить на накопительные счета дополнительно 4% своих доходов с получением дополнительной «премии» от государства в размере 2000 руб. в год носит откровенно издевательский характер.

Самое скверное, что в этой истории нельзя даже порадоваться за бизнес. Да, формально он получил огромный подарок — снижение начальной ставки ЕСН, но большинство частных предприятий в принципе не могло платить его. Основная часть его плательщиков — не бизнес, а бюджетные предприятия, для которых снижение ставки ЕСН — не стимулирование активности, а перекладывание денег из одного бюджетного кармана в другой.

Не все просто и с самим бизнесом. Может оказаться, что средства, официально оставляемые у бизнеса государством, тут же будут изыматься у него неофициально, в виде коррупционных доходов чиновничества. Снижение налогообложения может стать инструментом стимулирования не инвестиций и даже не потребления, а перераспределения средств из бюджета к «силовой олигархии».

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015