На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

НЕФТЬ: За что платят нефтяники

2004.05.18 , "Ведомости" , просмотров 463

В 2003 г. основным источником средств нефтяной отрасли России остался экспорт сырой нефти. По данным правительства, поступления от него выросли с $29,7 млрд в 2002 г. до $40,7 млрд, т. е. на 37% при среднегодовом увеличении мировых цен на 19%. Выручка от продаж нефтепродуктов выросла незначительно: на внутреннем рынке на 14,5% — с $14,5 до $16,6 млрд, а на внешних и вовсе лишь на 12,4% — с $12,9 до $14,5 млрд. В целом нефтяная промышленность стала едва ли не наиболее успешной отраслью экономики. Ее официальная рентабельность составила 15% , а реальная (по оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования) — 37% , в том числе в нефтепереработке — 68%.

Столь наглядное финансовое благополучие позволило нефтяникам только в 2003 г. более чем вдвое — с $4,6 до $9,6 млрд — увеличить объем привлекаемых долгосрочных кредитов.

В результате средства отрасли выросли почти на треть: с $61,7 млрд в 2002 г. до $81,4 млрд в 2003 г. , причем доля поступлений, связанных с внутренним рынком России, лишь немного выше 20%. Это связано в том числе и с диспропорциями налогообложения. Так, по данным Минфина, в распоряжении нефтяной промышленности после уплаты налогов, необходимых инвестиций, погашения затрат на добычу и транспортировку нефти при поставках на экспорт остается 34% , а на внутренний рынок — лишь 15%. Усиление зависимости экспортной пошлины от динамики мировых цен лишь смягчит, но не исправит эту диспропорцию.

Таким образом, основные интересы нефтяной промышленности лежат за пределами нашей страны, а сама отрасль является одной из уже глобализованных отраслей российской экономики.

Однако наиболее интересны не объем и источники ресурсов, а направления их использования. На фоне бесконечных разговоров о приоритетном направлении средств отрасли на ее развитие соответствующие статьи расходов увеличились незначительно. Так, себестоимость добычи и переработки выросла на 19,1% — с $15,2 до $18,1 млрд, а инвестиции в основной бизнес увеличились на 20% , или на жалкие $2 млрд (это наименьший прирост среди всех основных статей расходов) — с $10 до $12 млрд. Подобные темпы вызывают тревогу, особенно на фоне неутешительных прогнозов динамики сокращения запасов легко извлекаемой нефти на эксплуатируемых сейчас месторождениях. Существенно и то, что, по официальным данным, более трети (около 150 млн т) всей добываемой нефти является «рисковой»: ее добыча выгодна лишь при высоких мировых ценах. К этой категории относится, с одной стороны, нефть, добываемая на месторождениях в завершающей стадии разработки и на новых месторождениях вне зоны развитой инфраструктуры, а с другой — поставляемая на экспорт по железным дорогам или на Украину (этот экспорт облагается двойным НДС).

Реальными приоритетами отрасли стало приобретение непрофильных активов, расходы на которые выросли почти вдвое — с $2,8 до $5,5 млрд, и выплата дивидендов, увеличившаяся на 86,7% — с $3,0 до $5,6 млрд. Это увеличение особенно значимо, если учесть, что часть компаний принадлежит государству и, соответственно, выплачивает относительно небольшие дивиденды.

Таким образом, в исключительно благоприятных условиях 2003 г. владельцы и руководители предприятий нефтяной промышленности направили основные усилия не на ее собственное развитие, но на экспансию в другие сферы экономики (что вполне разумно с коммерческой точки зрения, но угрожает существованию самой нефтяной промышленности) , а также на наращивание собственного потребления.

Значимый кусок на этом «пиру победителей» удалось урвать лишь транспортным монополиям (расходы на оплату услуг которых увеличились на 36,6% — с $9,0 до $12,3 млрд; правда, во многом это связано с наращиванием высокозатратного экспорта нефти по железным дорогам в условиях ограниченности пропускной способности трубопроводов) , а также, как ни странно, государству. Совокупно уплачиваемые нефтяной отраслью налоги выросли на 28,6% — с $21,7 до $27,9 млрд, что составляет почти 20% доходов консолидированного бюджета России.

Таким образом, нефтяная промышленность России, зарабатывая все большую часть своих средств за счет экспорта сырой нефти, направляет на собственное развитие лишь небольшую и при этом уменьшающуюся долю выручки. При значительном увеличении налоговых платежей и затрат на удовлетворение аппетитов транспортных монополий наиболее интенсивно увеличиваются потребление и расходы, направленные на перенос деловой активности из нефтяной отрасли России в другие сферы.

Описанная картина свидетельствует о неблагополучии не только нефтяной отрасли, но и всей экономики страны, для преодоления которого совершенно недостаточны планируемые государством меры по усилению налогообложения нефтяной отрасли. Как минимум, государству требуется приложить усилия для ненасильственной переориентации ее средств, в первую очередь на ее собственное развитие.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015