На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Легализация оружия поддержит экономику России миллиардами долларов

2010.09.22 , Финанс , просмотров 532
Экономические последствия легализации боевого короткоствольного оружия составят $14,6 млрд за первые пять лет, подсчитал директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, возникновение качественно новых рынков пополнит бюджеты регионов и снизит их зависимость от федеральной помощи.

Разгул часто безнаказанной преступности, во многом объективно обусловленная антимилицейская кампания в сочетании с предстоящим расширением прав сотрудников органов внутренних дел далеко за пределы здравого смысла (по законопроекту «О полиции»), обострение межнациональных отношений и просто нарастающая неуверенность россиян в завтрашнем дне вновь ставят в повестку дня вопрос о легализации короткоствольного боевого оружия (пистолетов) с правом их скрытого ношения, уверен Михаил Делягин. По его мнению, эта проблема имеет огромное количество сложных моральных, социальных, культурных и даже религиозных аспектов, однако при их рассмотрении, как правило, полностью упускается из виду потенциальное влияние такой легализации на фундаментальную часть нашей жизни - экономическую. Между тем в условиях глобального экономического кризиса деловая активность, пусть даже в самых непривычных сферах, становится во многом самостоятельной ценностью, способной действенно поддерживать общества в непростых условиях «беспрецедентной неопределенности» и «глобальной турбулентности». Проблематика поддержания экономической активности приобретает качественно большее значение, чем в «тучные» 2000-е годы, и заслуживает специального внимания. В связи с этим пришло время дополнить обсуждение традиционных направлений вопроса о легализации боевого короткоствольного оружия рассмотрением и его сугубо экономического аспекта, с выделением основных как отраслевых, так и системных факторов.

«Собственно экономические последствия легализации боевого короткоствольного оружия (пистолетов) сводятся к сочетанию следующих основных факторов: прямого экономического эффекта от продажи пистолетов физическим лицам; прямого экономического эффекта от развития различных сервисных служб (обучение пользователей, подготовка их к экзаменам на право приобретения пистолета, оплата медицинских и иных справок; продажа боеприпасов; услуги тиров и стрельбищ; ремонт пистолетов (и, возможно, контроль их технического состояния), прямого экономического эффекта от налогообложения качественно новых видов экономической деятельности, связанной с легализацией боевого короткоствольного оружия, перечисляет Михаил Делягин. - Существует и косвенный экономический эффект, но в силу достаточно высокой неопределенности при его оценке экономист считает целесообразным сосредоточиться на оценке прямого эффекта».

Впрочем, эксперт уточняет, что оценка прямого эффекта от налогообложения всецело зависит от режима указанного налогообложения. Логично предположить, что боевое короткоствольное оружие, продаваемое населению, будет, помимо общего налогообложения, облагаться и акцизами. Однако величина этих акцизов зависит от  решений органов государственного управления и пока непредсказуема. Соответственно, непрогнозируемым является и прямой экономический эффект от налогообложения производства и продажи пистолетов населению и сопряженных с этим сервисных видов деятельности.

Вместе с тем, в силу концентрации оружейной промышленности в депрессивных или потенциально депрессивных регионах можно с высокой степенью вероятности предположить, что легализация боевого короткоствольного оружия и возникновение качественно новых связанных с этим рынков пополнит бюджеты соответствующих регионов и снизит их зависимость от федеральной помощи.

При оценке прямого эффекта представляется разумным предположить, что правительство примет рациональные меры по защите отечественного производителя, по крайней мере, на первоначальном этапе формирования качественно нового рынка. В этом случае практически все пистолеты, продаваемые населению России, будут отечественного производства, и позитивный эффект от создания новых рынков всецело останется в рамках национальной экономики.

Оценивая прямой эффект от легализации боевого короткоствольного оружия Михаил Делягин ссылается на опыт стран, осуществивших эту процедуру, а также сложившуюся в России ситуацию с обеспечением личной безопасности, что позволяет предположить, что в течение первых пяти лет насыщения рынка разрешенное оружие приобретет примерно 20% мужчин и 5% женщин в трудоспособном возрасте. По данным официального демографического прогноза Росстата (средний вариант) среднегодовая численность указанных категорий населения в стране в 2012-2016 годах составит 43,6 млн мужчин и 40,5 млн женщин. Соответственно, емкость рынка продаж боевого короткоствольного оружия в течение пяти лет после его легализации может составить 10,7 млн единиц.

Данная оценка представляется консервативной, так как некоторая часть граждан (коллекционеры, подражающие профессионалам любители, а также боязливые граждане) будут приобретать более одной единицы оружия.

Полагающим приведенный показатель завышенным полезно вспомнить о том, что, по данным МВД, уже в 2004 году на руках граждан России находилось около 6 млн стволов личного оружия. По оценкам специалистов женевского Института международных исследований (Graduate Institute of International Studies), в 2007 году в России оружием обладало 9% населения, а общее количество единиц огнестрельного оружия в стране достигало почти 13 млн стволов.

По данным, просочившимся в российскую блогосферу, цена одного пистолета ПМ для спецподразделений на 2009 год составляла 2,99 тыс. рублей. Логично предположить, что данная цена формировалась в период формирования федерального бюджета на 2009 год, то есть до перехода кризиса в острую фазу, примерно в середине 2008 года. Таким образом, указанная докризисная цена должна быть проиндексирована.

По курсу доллара середины 2008 года стоимость одного пистолета ПМ для спецподразделений составляла $127,8. Индексация на 5% в год позволяет предположить, что среднегодовая стоимость указанного пистолета в 2012-2016 годах, для которых осуществляется оценка, составит $171,3.

Однако данная цена рассчитана на основе цены для спецподразделений, а вероятную цену пистолета ПМ в розничной продаже эксперт оценивает примерно на уровне $685,2.

Принципиально важно еще раз подчеркнуть, что боевой пистолет ни при каких обстоятельствах не может быть признан товаром первой необходимости либо тем более социально значимым товаром. Поэтому реальные усилия по ограничению произвола монополий, если и будут предприниматься государством, затронут в первую очередь иные, более социально значимые рынки. С учетом качества российского государственного управления это означает, что без возникновения тех или иных форс-мажорных обстоятельств (вроде системного кризиса) антимонопольные усилия не коснутся рынков, открываемых легализацией боевого короткоствольного оружия. С другой стороны, в случае наступления подобных обстоятельств государству будет не до антимонопольной политики, а спрос на указанное оружие существенно вырастет.

С учетом оцененной выше натуральной емкости рынка боевого короткоствольного оружия его стоимостная оценка составит около $7,3 млрд.

Аналогичная оценка емкости сервисных рынков существенно затруднена как их разнородностью, так и высокой степенью зависимости от режима регулирования – как официального, так и неформально складывающегося. Однако, поскольку на рынках услуг проявляются те же тенденции закономерности, что и на товарных рынках, можно предположить, что емкость сервисных рынков примерно соответствует емкости рынка боевого короткоствольного оружия.

Таким образом, общий прямой экономический эффект от легализации боевого короткоствольного оружия за первые пять лет легализации только по указанным двум позициям составляет около $14,6 млрд.

Эксперт оговаривается, что его оценка носит примерный характер, все ее уточнения могут лишь приветствоваться. Данный доклад ни в коей мере не претендует на полноту оценки всех указанных факторов и представляет собой, скорее, приглашение к обсуждению принципиально нового аспекта этой достаточно традиционной для российского информационного пространства проблемы.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015